МО, г.Мытищи, ул. Борисовка, 24а
8 (915) 412 28 58
Мы в соц. сетях:

Что такое «Floortime» ?

Программа Floortime лежит в основе терапевтической модели DIR (прим. переводчика – Developmental — развивающая, Individual differences – учитывающая индивидуальные особенности, Relationship-based – основанная на построении отношений), которая рассчитана на детей младшего и школьного возраста, имеющих различные трудности в развитии, включая расстройства аутистического спектра, а также их семей.

Целью коррекции с помощью методики Floortime, является построение основ для здорового развития, нежели  просто коррекция поведения ребенка. Благодаря этому подходу дети могут научиться тем навыкам, которыми они не смогли овладеть в процессе развития, а именно –  придерживаться общепринятых правил, устанавливать близкие взаимоотношения с другими людьми, творчески и логически мыслить.

Сущность метода Floortime.

Для того, чтобы ребенок смог пройти все шесть основных стадий развития по Гринспану, автору метода Floortime (стадия интереса к миру (достигается к трем месяцам), стадия привязанности (к пяти месяцам), стадия двухсторонней коммуникации (к девяти месяцам), стадия осознания себя (к полутора годам), эмоциональных идей (к двум с половиной годам), эмоционального мышления (к четырем годам), психолог использует разработанную стратегию, согласно которой сначала следует за ребенком в его мир, а в дальнейшем завлекает его в наш мир, так, что он сам хочет учиться чему-то новому.

Floortime имеет две основные цели. Иногда эти цели объединяются в одну, иногда могут казаться противоречащими друг другу, но всегда они обе должны приниматься во внимание.

  • следование за инициативой ребенком, в использовании интересов детей для взаимодействия.

Во Floortime мы используем интересы ребенка как окно в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Наблюдая за тем, что нравится делать ребенку, мы получаем картину, отражающую его внутренний мир, где он чувствует себя в безопасности и получает удовольствие. Если ребенок безучастно рассматривает вентилятор, монотонно трет пятно на полу  или ходит по своим игрушкам, может показаться, что  как раз эти действия мы должны пресекать. Но многие из этих действий могут быть значимыми и доставлять удовольствие ребенку.

  • вовлечение ребенка в реальный мир.

Психолог создает такую безопасную игровую среду, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире с людьми. По тем или иным причинам ребенок делает для себя выбор – погрузиться в свой собственный мир, спрятаться в нем от внешнего мира, быть эгоцентричным и отстраненным. Вот время терапии ребенок чувствует себя ближе к психологу, если он видит, что специалист уважает и разделяет его интересы.

C того момента, когда ребенок получает удовольствие от взаимодействия с психологом, развиваются его коммуникативные навыки, способность к установлению взаимоотношений и мышление.

Цель занятий- вернуть детей в наш общий мир для того, чтобы помочь им стать сопереживающими, логически мыслящими, творческими и способными к рефлексии личностями.

Во Floortime мы следуем за интересами ребенка, чтобы проникнуть в его эмоциональный мир, а затем создать ряд задач и возможностей, которые помогут ему достигнуть более высокого уровня коммуникации, взаимоотношений и мышления.  В процессе достижения этого уровня ребенок параллельно укрепляет и улучшает те возможности и умения, которые у него уже есть. Если они кажутся не очень нужными, мы хотим сделать их более нужными и ценными.

Floortime – это не перечисление того, что надо делать с ребенком, а чего не надо, это процесс, в котором психолог или родитель и ребенок постоянно чему-то учатся. Следование за инициативой ребенка – это вовсе не комментирование его действий или повторение его движений, это глубокое взаимодействие с ребенком, полное погружение в мир его интересов. Поскольку ребенок должен сам захотеть играть со специалистом в его мире,  очень важно с помощью внимательного наблюдения понять, что ему на самом деле интересно. Эти интересы могут быть скрыты глубоко внутри его необычного поведения.

Источник: STANLEY I. GREENSPAN, M. D. SERENA WIEDER, PH. D. Engaging Autism. Using the Floortime Approach to Help Children Relate, Communicate, and Think.