МО, г.Мытищи, ул. Борисовка, 24а
8 (915) 412 28 58
Мы в соц. сетях:

Песочная терапия

Рисование песком – это маленькое чудо, волшебство.

Рисование организовывается при приглушенном свете на белом оргстекле с разноцветной подсветкой.

Одно это придает процессу рисования некоторую таинственность, исключительность.

Преимущества

  1. Рисование песком не создает так называемого «страха белого листа», да и даже если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить.
  2. Именно поэтому такие занятия идеально подойдут для стеснительных и боязливых детей.
  3. Занятия способствуют развитию мелкой моторикикуда лучше, чем пальчиковые гимнастики и прописи.
  4. Сначала дети учатся рисовать так, чтобы песок не высыпался со стола для рисования, а это детям дается нелегко, ведь глазодвигательная координация развитадалеко не у всех.
  5. Чтобы разровнять песок тонким слоем или насыпать ровную полосу песка, надо очень точно регулировать нажим руки, а это даже далеко не всем взрослым сразу удается. Также очень часто используется рисование щепоточками, а это уже совсем тонкая моторика.
  6. И, безусловно, нужно отметить, что рисуем мы на песке часто двумя руками, а это хорошо влияет на развитие межполушарных связей, которые являются залогом эффективной и энергоемкой работы мозга в целом.
  7. Ну и, конечно же, нельзя не отметить влияние таких занятий на раскрепощение, развитие творческого потенциала, фантазии каждого ребенка.Ведь на рисовании песком лишь в начале детям показывают основные приемы рисования, а дальше дети экспериментируют сами. Песок многогранен, всегда найдется несколько способов, чтобы нарисовать один и тот же элемент.
  8. Также рисование на песке способствует развитию пространственных представлений(ориентации на листе), речевому развитию(занятие строятся на основе какого-то сюжета, а дети активно привлекаются к его сочинению и повествованию).
  9. Акцент на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражениивыплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.

 

«В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны.»

Дональд Сандер
(юнгианский песочный терапевт)

По своим свойствам, песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Он позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки. Не стоит забывать, что песок обладает сильными медитативными свойствами, он несет в себе энергию тех мест где был собран.

В Швеции Шарлотта Бюлер разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В дальнейшем «тест мира», был модифицирован детским психиатром Маргарет Лоуэнфелд.

Считается, что истоки «песочной терапии» все же находятся в книге известного писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила в Швейцарии детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, применить в работе с песком миниатюрные фигурки и это положило начало «технике построения мира», как диагностической и терапевтической методике. Разработанная ею “техника построения мира” приобрела большую известность.

Oснователь аналитической психотерапии Карл Густав Юнг считал, что “Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике”. Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Лоуэнфелд.

Взаимодействуя с песком, мы стимулируем свою фантазию, лучше понимая свои собственные внутренние процессы, которые рассматриваются в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Основная цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность клиенту быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом. Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет гармонизировать, упорядочить внутренний душевный дисбаланс.

 

Песочная терапия позволяет:

  • Выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • Открыть внутренние резервы для разрешения трудностей;
  • Пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов;
  • Возвратить взрослого в состояние свободно творящего и играющего ребенка посредством глубокой возрастной регрессии;
  • Соприкоснуться с архетипами коллективного бессознательного и постижение самых таинственных пластов психики;
  • Выработать способность к самопринятию;
  • Изменить отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему;
  • Стать более ответственным в своих действиях и поступках;
  • Овладеть чувством контроля;
  • Проработать травмирующую ситуацию на символическом уровне;
  • Развить самооценку, полагаться на самого себя и обрести веру в самого себя.

 

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей и проблем. Он не понимает причин происходящего с ним, а песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека. Игра с песком позволяет активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Взаимодействуя с песком мы можем осмыслить содержание бессознательного, “отработать” свои проблемы и таким образом преодолеть внутренний кризис.

Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так поступает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой человек является волшебником и может сам изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.

 

Песочная терапия с детьми

“Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”

К.Г. Юнг
Играть с песком любят и дети, и взрослые. Всех нас манит этот природный материал. Каждый человек, соприкасаясь с песком, интуитивно чувствует, что песок обладает целебными свойствами. И это правда. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Иногда ребенок не может выразить словами, что его беспокоит из-за недостаточного развития вербального аппарата или задержки развития или его переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, ведь маленькие дети, еще плохо ориентируются в мире слов. Особенно те, у которых не очень богатый словарный запас. И как нам взрослым понять, что происходит в душе нашего ребенка? И тогда на помощь приходит песок, который может поведать нам о проблеме малыша. Предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. К тому же создание песочных композиций, в отличие например от рисунка, лепки, не требует каких-либо особенных умений и навыков. Сеанс песочной терапии дает ребенку ощущение защищенности и полной свободы. Песочница выступает средой для общения ребенка с самим собой и символами реального мира. А наличие миниатюрных фигурок свидетельствует о песочной терапии – как о методе, который обладает достаточной универсальностью для использования его в психокоррекционной, развивающей и педагогической практике с детьми разного возраста. Каждая фигурка появляется в песочной композиции не случайно, она выражает наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочница имеет мощный ресурс для коррекционно-развивающих занятий и образовательной работы с ребенком. Песочная игра – это самый простой и легкий способ для ребенка выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Песок ассоциируется с бессознательным и получается, что малыш на песке выстраивает собственный мир в миниатюре. Для него это увлекательная игра, а для специалиста серьезное терапевтическое направление.

Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Песочная терапия с детьми позволяет:

  • развить зрительное восприятие;
  • развить зрительно-моторную координацию;
  • развить воображение;
  • развить память и внимание;
  • развить образное и творческое мышление;
  • развить пространственное представление;
  • выработать большую способность к самопринятию;
  • в большей степени полагаться на самого себя;
  • овладеть чувством контроля;
  • развить сенситивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;
  • развить самооценку и обрести веру в самого себя;
  • снизить психофизическое напряжение;
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
  • актуализировать творческий потенциал;
  • развить более позитивную Я-концепцию;
  • снизить агрессию, тревожность;
  • корректировать различные формы нарушения поведения;
  • развить тактильное восприятие;

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Ребенок плохо себя чувствует, не здоров.
  • Отсутствие желания у ребенка играть в песочнице.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.
  • Эпилепсия или шизофрения.

Игровые методы в песочной терапии могут применяться:

  • с целью диагностики и коррекции, как индивидуально, так и в группе;
  • с целью оказания первичной психологической помощи;
  • в процессе краткосрочной психотерапии;
  • в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
  • в процессе индивидуального и группового обучения;
  • в работе с ребенком не только психолога, но и логопеда и дефектолога, педагога, воспитателя, арт-терапевта.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя в песочнице с игрушками, детки могут показать как они относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям. В своей практике я применяла песочницу с детками от 1,5 до 3 лет. В этих возрастных группах, на моих занятиях лоток с песком нес для малышей познавательный и развивающий характер. Для детей от 1,5 лет в лоток я насыпала разные крупы (гречка, пшено, рис, фасоль, горох, манка). Малыши знакомятся с лотком и развивают мелкую моторику с помощью сыпучих материалов, снимая при этом нервное напряжение. Именно в возрасте от 1,5 до 3 лет ребенок проживает фазу интереса к мелким предметам. В латок с крупами я выкладывала миниатюрные фигурки, которые дети закапывали в крупе, а через определенное время нужно было вспомнить, где спрятана игрушка. Подобные упражнения помогают тренировать память ребенка, способствуют развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развивается умение концентрироваться. С помощью упражнений с крупами ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстие. Вот так, работая с лотком, крупами и миниатюрными фигурками я подготавливала малышей к песочной терапии. Дети взрослели и в песочницу я насыпала песок, и эти занятия с 3 летнего возраста уже носили терапевтический, коррекционно-развивающий характер. С появлением в лотке песка, ребенок попадает в удивительный мир песочной терапии. Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы, реки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки: животные, кухонная утварь, растения, птицы, разные персонажи и многое другое, тогда появляется целый мир, и ребенок полностью погружается в игру. Детей просят создать свой сказочный мир на песке, а дальше ребенок сам поведает нам о своей картине и поведет за собой психолога в свой сказочно-волнующий мир, где вместе со специалистом они будут решать конфликты, преодолевать трудности, страхи, искать пути решения проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но ненавязчиво, настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

В зависимости от задач, поставленных в работе, психолог может выполнять разные роли. Например, он становится внимательным зрителем, наблюдателем, не вмешиваясь в творческо-игровой процесс ребенка, чтобы малыш смог лучше раскрыться. Другой вариант, взрослый становится ведущим песочной игры, в процессе которой дети осваивают новые знания, закрепляют приобретенные навыки (звукопроизношения, умения классифицировать предметы, развитие фантазии, памяти и т. п.)

Во время игры с песком дети выносят свой внутренний мир во внешнее пространство и обыгрывают его. Внутренняя жизнь ребенка не всегда благополучна, у него могут быть нерешенные проблемы. Все это отражает созданный им мир на песке.

Песочная терапия при аутизме

О чудесах песочной терапии и волшебных свойствах песка я уже писала в своих статьях. И когда меня спрашивают при каких детских проблемах можно ее применять, проще перечислить где она не используется.

Песок не так прост, как кажется на первый взгляд. На самом деле это удивительный материал. Этот таинственный материал может быть легким или тяжелым, принимать любую форму. Достаточно добавить в него воды, и он сразу изменится. Такие свойства песка используют не только в творчестве, но и в терапевтических целях.

Песочная терапия помогает найти выход из разных ситуаций, поскольку это игра с символами. Иногда песочную терапию называют «юнгианской». Потому, что она основывается на учении Юнга о подсознании. Согласно учению психоаналитика, подсознание всегда хочет помочь нам в решении проблем, используя для этого подсказки – символы. На сегодняшний день такая терапия широко используется в психотерапии для расшифровки нашего подсознания. Некоторые специалисты используют ее для лечения аутизма.

Аутизм — это неврологическое расстройство, которое возникает в результате нарушения развития головного мозга. Характеризуется оно выраженным всесторонним дефицитом взаимодействия с окружающим миром и недостатком общения, ограниченными интересами и повторением одних и тех же действий. До трёх лет обычно проявляются все эти признаки, причем у мальчиков аутизм наблюдается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Песочная терапия предоставляет ребенку с аутизмом возможность самовыражения. Песок, вода и миниатюрные фигурки, помогают выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами человек с аутизмом объяснить не может. Терапия с использованием песка основывается на игре. С помощью игры дети, у которых диагностируют аутизм, знакомятся с внешним миром, выражают свои чувства и эмоции. Песочная терапия откроет у ребенка с творческое начало, которое поможет в дальнейшем развитии и обязательно приведет к переменам. Специалист предлогает ребенку с аутизмом выбрать фигурки, которые ему понравились. Он предоставит возможность малышу, страдающему аутизмом, рассмотреть каждую фигурку. Затем специалист предложит разместить выбранные фигурки на подносе с песком. Малыш с аутизмом должен выстроить их в произвольном порядке. После того, как ребенок расставит фигурки на подносе, менять их положение уже нельзя. Психолог проанализирует выбранные ребенком с аутизмом фигурки и их размещение, а потом примется за интерпретацию. Он попытается связать картинку из песка с реальной жизнью малыша, у которого диагностируют аутизм. На каждом сеансе песочной терапии, задание для крохи с аутизмом будет другим. Даже сам процесс расположения фигурок на подносе имеет терапевтический эффект. Картины из песка подобны нашим снам, поскольку отражают бессознательное. Но сны не осязаемы, а созданная песочная картина отображает внутренние конфликты и переживания ребенка с аутизмом. Согласно композиции психолог детально расскажет про эмоции и чувства маленького аутиста, а также проконсультирует родителей, как можно помочь их ребенку, страдающему аутизмом, справиться со своими страхами и стать на путь перемен. Таким образом, песочная терапия может помочь ребенку страдающему аутизмом, рассказать окружающим о своих страхах и мыслях. Это немаловажно для таких малышей, поскольку они замкнуты и не могут описать свой внутренний мир словами. Для того чтобы создавать композиции из песка не нужно иметь специальных навыков, как, например, при рисовании. Поэтому малыш с аутизмом во время юнгианской терапии чувствует себя уверенно и не боится допустить ошибку. Песочная терапия напоминает обычную игру в песочнице. Она помогает детям с аутизмом развиваться, познавать мир и избавит от страхов. Психолог в процессе игры малыша с песком может заметить сложную ситуацию и помочь справиться с ней, найти оптимальный вариант для ее решения.

Песочная сказка — необычное, завораживающее зрелище, полное магических трансформаций и превращений. Оно не оставит равнодушным даже самого требовательного ребенка…