МО, г.Мытищи, ул. Борисовка, 24а
8 (915) 412 28 58
Мы в соц. сетях:

Задержка развития у ребенка. Что делать?

У ребенка задержка речевого развития. Что делать?*

*Публикуется по результатам диссертационного исследования Тимофеевой Е.А. Все права защищены.

Вашему ребенку 1-3 года и речь малыша намного отличается от речи его сверстников? Он не говорит совсем или говорит «хуже всех в нашей песочнице»? Тогда эта памятка для вас.

Задержка речевого развития – сегодня наиболее распространенный логопедический диагноз среди детей раннего возраста. В век научно-технического прогресса все меньше детей к 3 годам имеет развернутую фразовую речь. Данная тенденция вызывает серьезные беспокойства не только у логопедов, но и у родителей. Наши наблюдения показывают, что очень часто мамы и папы не способны правильно реагировать на этот диагноз. Наша памятка позволяет не только сориентировать родителей в диагнозе «задержка речевого развития», но и наметить основные пути решения проблемы.

  1. Проконсультируйтесь с логопедом. Если ваши опасения не напрасны, приступайте к активным действиям.
  2. Не слушайте советы бабушек и «знающих» знакомых, которые убеждают вас в том, что надо подождать (лет до 5), пока всё само наладится! Занятия (а, возможно, и лечение) надо начинать как можно раньше! Почему?
    • Период сензитивности (чувствительности) детского мозга к коррекционным мероприятиям очень ограничен. Вовремя принятые меры будут способствовать более быстрой компенсации речевого дефекта и избавят от вторичных нарушений.
    • Отсутствие своевременно принятых мер будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Это связано с тем, что все психические процессы у ребенка (память, внимание, мышление) развиваются с прямым участием речи.
    • Упущенное время к 3 годам обернется для ребенка диагнозами «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» или «общее недоразвитие речи» с указанием тяжести (1, 2, 3 уровень).
    • Речевое недоразвитие приведет к трудностям в овладении школьной программой (особенно по русскому языку). Общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, не скорректированное к 7 годам, как правило, приводит к нарушениям письма и чтения (дисграфия и дислексия).
    • Речевые проблемы затруднят общение ребенка с окружающими, создадут сложности адаптации в детском коллективе.
  3. Не паникуйте! Задержка речевого развития не приговор. Коррекционная работа, начатая вовремя (желательно до 3-х лет), в большинстве случаев способствует полной компенсации дефекта до начала школьного обучения.
  4. Если вы твердо решили помочь своему малышу, не игнорируйте медицинское обследование, которое рекомендовал логопед. Большинство детей с речевыми проблемами имеют отягощенный неврологический статус: у них отмечаются малые неврологические дисфункции или ряд неврологических и психопатологических синдромов (гипертензионно-гидроцефальный или церебрастенический синдромы, синдром двигательных расстройств). Таким образом, вашему ребенку понадобится консультация невролога. Детям с задержкой речевого развития также показана объективная оценка слуха. Какие специальные исследования могут быть необходимы?
    • ЭЭГ – электроэнцефалография (выявляет степень зрелости мозга, нарушения его биоэлектрической активности, оценивает внутричерепное давление).
    • Объективная аудиометрия, основанная на регистрации различных классов слуховых вызванных потенциалов (например, КСВП – коротколатентные слуховые вызванные потенциалы и др.) Используется для определения функционального состояния органа слуха у детей раннего возраста.
  5. Кроме коррекционно-педагогической работы малышу может понадобиться медицинское лечение (медикаментозное и немедикаментозное). В некоторых случаях без медицинского лечения коррекционная логопедическая работа вообще малоэффективна. Какое лечение задержек речевого развития сегодня применяется?
    • Немедикаментозное.
      Физиотерапевтические процедуры, которые позволяют уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга, активизировать его функциональные резервы.
    • Медикаментозное.
      Стимуляторы мозгового метаболизма – препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга (кислота глутаминовая, аминалон, пантогам, глицин, церебролизин, пирацетам, энцефабол). Они улучшают процессы обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог.
  6. Некоторые родители бесконечно ходят по специалистам в поисках «удобного» для них диагноза и «правильного» лечения. Часто это оборачивается не только пустой тратой времени и денег, но и вредом для малыша. Доверие к специалистам (врачам, логопедам, психологам) – залог успешности коррекционной работы!
  7. Успешность логопедической работы зависит не только от времени ее начала. Степень вовлеченности родителей в коррекционный процесс – важный аспект успешности. В трио РОДИТЕЛЬ – РЕБЁНОК – СПЕЦИАЛИСТ все «скрипки» должны звучать в унисон. Это значит, что родителям предстоит освоить много новых для себя знаний, умений и навыков. Только ваше огромное желание, терпение и оптимизм приведут к успеху!