МО, г.Мытищи, ул. Борисовка, 24а
8 (915) 412 28 58
Мы в соц. сетях:

Детский психолог

Игра – естественное средство самовыражения у детей.

Недирективная игровая терапия

Недирективная игровая терапия это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Недирективная игровая терапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

  1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.
  2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
  3. Коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый», «ребенок-сверстник».

Игровая терапия применяется для помощи детям с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств ребенка.

Недирективная игровая терапия рекомендована следующим детям: 

  • агрессивным;
  • расторможенным и неусидчивым;
  • избегающим общения с взрослыми и сверстниками;
  • тревожным;
  • с нарушениями поведения;
  • с нарушениями учебной деятельности;
  • с нарушениями речи;
  • с соматическими проблемами;
  • в случаях нарушения детско-родительских отношений;
  • детям, у которых есть вредные привычки;
  • детям в ситуации стресса (развод родителей, потери и прочее).

Цель игры в недирективном подходе – помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи.

Существуют следующие принципы такой психотерапии:

  1. Терапевт выстраивает теплые, дружеские отношения с ребенком.
  2. Терапевт принимает ребенка таким, какой он есть.
  3. Терапевт устанавливает в отношениях безопасную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал свободу в полном выражении любых чувств.
  4. Терапевт готов распознавать чувства, выражаемые ребенком, и отражать их так, чтобы тот мог достичь понимания в отношении своего поведения.
  5. Терапевт уважает право и способность ребенка, если это возможно, самому решать свои проблемы, ответственность за выбор принадлежит ребенку.
  6. Терапевт не пытается направлять действия ребенка, ребенок задает направление, а терапевт следует за ним.
  7. Терапевт не пытается «подстегнуть» терапию: ребенку необходимо время для изменений.
  8. Терапевт накладывает только те ограничения, которые необходимы, чтобы ребенок осознавал реальность происходящего и свою часть ответственности за взаимоотношения.

Опираясь на эти принципы, в пространстве игры, свободном от оценок и ограничений, терапевт выявляет конкретные чувства ребенка, старается их понять, называет и обосновывает их, используя простые, понятные ребенку слова (страх, гнев и др.).

Таким образом, механизм психотерапевтического воздействия в недирективной игровой психотерапии, центрированной на ребенке, заключается в том, что, проигрывая свои чувства, ребенок выносит их на поверхность, «видит» их, сталкивается с ними и либо отказывается от них, либо учится их контролировать. Общие рамки терапии (сеттинг) и минимальные ограничения выполняют структурирующие и защитные функции (терапевтическое).

Ограничения незначительны, но крайне важны:

  • ограничения на умышленное разрушение игровых материалов: ребенку запрещается ломать и портить игрушки;
  • ограничение на нападение на психолога;
  • ограничения, направленные на безопасность самого ребенка: психолог останавливает ребенка, если тот хочет себя травмировать;
  • ограничение по времени: сеанс начинается и заканчивается в оговоренное время;
  • ограничение на выход из игрового пространства: ребенок не может унести понравившиеся игрушки домой.